Что такое пирамида потребности?
Помните пирамиду Маслоу?
Сначала потребности в выживании. Физиологические. Грубо говоря, себя прокормить и все прочее.
Потом в безопасности. Уверенность в завтрашнем дне. Снижение опасных рисков. Не бояться будущего.
Потом социальные потребности. Дружба, любовь, социальные связи.
Потом потребность в признании заслуг, уважении.
Потом самореализация и разные “высокие материи”.
И пока один уровень потребностей не закрыт, другой не актуален.
Тот, кому негде жить и нечего есть не думает о том, как бы получить общественное признание. Тот кто боится, что завтра у него отберут дом и все деньги, не озабочен самореализацией.
Подумал, что в бизнесе тоже есть уровни потребностей. И пока один уровень не пройден, не закрыт – следующий не откроется.
По аналогии если с Маслоу, я это вижу так:
1. Выживание
Окупить стартовые вложения, не уйти в минус, “прокормить” свой проект, выйти на окупаемость. Чтобы было чем платить обязательные расходы.
2. Уверенность и безопасность
Дальше подключается возможность смотреть в завтрашний день уже без страха. Осознанное планирование, диверсификация и поиск новых источников дохода. Чтобы выровнять, укрепить.
3. Дальше думаем о команде
Чтобы не делать все самому, собрать единомышленников, выстроить внутренние процессы, делегирование.
4. Дальше “игра в долгую”
Долгосрочные вложения – в пиар, в имя, в бренд. В то, чтобы проект стал масштабным и существовал через 5, 10 лет. Момент, когда предприниматель с тактики переключается на стратегию. Иногда даже трансформирует бизнес-модель. Потому что уже нужно не заработать побыстрее, и даже если возврат инвестиций долгий.
5. Социальная ответственность бизнеса и высокие цели
То, ради чего вообще-то все затевалось. Но о чем не думалось, когда проект “голодный”.
Такие вот мысли пришли. Мне кажется, похоже на правду.
Я вижу это по клиентам. У кого не закрыты первые 2 уровня, не думают о том, как бы уйти из оперативного управления в стратегию. Не ставят долгосрочные цели. Это нормально.
Но я, конечно, за то, чтобы до старта проекта понимать, реально ли на этой идее выехать дальше первой ступени.