Анализ целевой аудитории
Что такое целевая аудитория – это группа пользователей, которым может быть интересен продукт или услуги конкретного бизнеса. У них есть некая потребность / желание / проблема которую можно удовлетворить или решить посредством своего проекта.
Нужно знать о своей целевой аудитории:
- ● основные показатели (пол, возраст, география, интересы);
- ● потребности, проблемы, хотелки (для чего именно нужно?);
- ● возможные возражения (почему нет?).
Источники данных по целевой аудитории
Сценарий 1 – проект уже запущен
Основные показатели (пол, возраст, география, интересы):
- ● системы аналитики сайта (Яндекс.Метрика, Google.Analytics);
- ● данные по подписчикам в социальных сетях.
В Яндекс.Метрика добавляем свой адрес страницы. и видим там вкладку “Отчеты”.
Выбирая поочередно различные вкладки, можно анализировать аудиторию. Яндекс.Метрика с удовольствием предоставит вам все графики и всю статистику.
Работа с социальными сетями еще проще. Например, VK. Заходим в вашу группу/паблик и смотрим на статистику. Сам VK любезно вам предоставит всю статистику. В Facebook все аналогично.
Сценарий 2 – проект новый, только выходит в релиз
Основные показатели (пол, возраст, география, интересы):
- ● данные из тематических сообществ в соц.сетях (заходим в любое, похожее на ваше и анализируем аудиторию «ручками», ибо статистика не всегда доступна);
- ● данные из открытых источников;
- ● данные по конкурентам.
Работа с данными из открытых источников: тематические интернет-издания (раздел для прессы или медиакит), исследования и результаты опросов из авторитетных источников (mediascope.net, когда ничего нет, сойдут и Левада-центр и ВЦИОМ).
Другие источники данных по целевой аудитории, чтобы выявить потребности, возражения и другие особенностей:
- ● Сайты с отзывами (otzovik.com, irecommend.ru) – это для товаров, услуг. Мониторинг отзывов на конкурентов.
- ● Комментарии в соц.сетях (универсально, лучше отслеживать по названию бренда).
- ● Отзывы в Яндекс.Маркете (для товаров из Яндекс.Маркета, мониторить магазины конкурентов).
- ● Отзывы в сторах (для мобильных приложений и проектов, у которых кроме сайта есть мобильное приложение).
Сегментация целевой аудитории
Это разделение общей аудитории по определенным признакам. Выбор зависит от задач. Среди самых распространенных вариантов:
- ● Демография (пол, возраст) – для магазинов одежды, обуви и т.д, рекламных кампаний.
- ● География – для рекламных кампаний, для локального (местного) бизнеса.
- ● Осведомленность (эксперт, осведомленный, новичок) – это важно при создании контента и выбора каналов распространения.
- ● Готовность (холодный, теплый, горячий) – это важно для рекламных кампаний, триггерных рассылок.
- ● Эмоциональный фон (разочарован, высокий ожидания, стабильный) – это важно для рекламных кампаний и контента.
- ● Обстоятельства применения – для себя, для работы, просто интересно.
- ● Критерии выбора (по цене/качеству/соотношению, по отзывам в интернете, по отзывам от авторитетов, по личным суждениям).
Как выбрать критерии для сегментации:
- ● для рекламных кампаний важны возраст, география, пол, потребности;
- ● для триггерных рассылок – готовность клиента;
- ● для контента – проблемы, потребности, возражения, осведомленность.
Составление портрета ЦА
После сбора данных необходимо выявить отличия и сходства у пользователей и сформировать портреты.
- ● Указывать только то, что действительно важно для продвижения.
- ● Учитывать покупательскую модель поведения.
- ● Делать акцент на том, зачем им нужен ваш продукт или услуга.
Что должен содержать портрет ЦА:
- ● основные показатели (пол, возраст, география);
- ● уровень дохода (низкий, средний, выше среднего, высокий);
- ● эмоциональный фон, влияющий на поведение в интернете (уже пробовал подобное – разочарован, постоянно потребляет продукт – любит это, не понимает что происходит);
- ● какой ему нужен контент? (Образовательный, развлекательный, кейсы, истории успеха, не нужен контент).
Портретов должно быть чаще всего от 3 до 8, чтобы определить количество, оцените объем значимых сегментов и не плодите схожие портреты, сегментируйте внутри.
Что делать с портретами ЦА? Прикинуть, на каких каналах могут присутствовать сегменты. Запомнить их и возвращаться к ним при создании любого элемента присутствия в интернете.